Туроператоры ищут выход из сложившегося положения и строят прогнозы. А авиаторы предлагают поменять деньги пассажиров на ваучеры.
По прогнозам АТОР, восстановление туристического потока начнется с внутрироссийских направлений, которые откроются раньше, чем зарубежные, но произойдет это только в июле.

«Раньше июля, скорее всего, никто никуда не поедет. Надеемся, что Россия откроется для туристов в июле или августе, и именно это станет началом восстановления туристического рынка. Как будет развиваться ситуация на зарубежных направлениях, пока сказать сложно, но, скорее всего, они будут открываться в разные сроки. Тем не менее, можно полагать, что в 2021 году, скорее всего, можно будет ездить по миру так же, как и до пандемии», — заявила исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

По ее словам, участники рынка прогнозируют «колоссальный отложенный спрос» на туристические поездки после завершения пандемии. Именно это дает основание полагать, что туриндустрия выживет, а игроки приложат все силы, чтобы пережить период «коронавирусного нокдауна» в режиме «энергосбережения». 

Тем не менее, по прогнозам АТОР, скорость восстановления туррынка не будет быстрой. «Туристическому рынку после пандемии, даже с учетом отложенного спроса, понадобится как минимум 6-8 месяцев, чтобы только начать возвращаться на докризисный уровень», — подчеркнула Ломидзе.

С марта все контрагенты туроператоров, включая и российских партнеров, полностью остановили возвраты денежных средств. Туроператоры в такой ситуации не отказываются от исполнения своих обязательств. Большинство крупных игроков предлагает переносы туров без доплат и по фиксированному на момент оплаты валютному курсу по большинству направлений.

«Совокупный объем всех туристов, которые уже никуда не поехали, в организованном сегменте – больше двухсот тысяч. Большая часть из них уже согласились на перебронирование своих туров на более поздние даты, это наиболее разумный вариант в нынешней ситуации», — отметила исполнительный директор АТОР.

Ломидзе также добавила, что Роспотребнадзор не рекомендует туристам обращаться в суды, а вместо этого договариваться с туроператорами о взаимоприемлемом перезачете средств на новые туры. Судебные обращения, во-первых, не приведут к быстрому возврату средств, а, во-вторых, массовые иски могут привести только к коллапсу рынка и финансовым потерям самих же туристов.

Сложная ситуация с возвратом денежных средств сложилась и в авиаотрасли. Наиболее приемлемый вариант решения проблемы предлагает Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ). В качестве возврата денег за отмененный рейс АЭВТ предлагает правительству легализовать использование ваучеров. Авиакомпания сможет официально зачислять их на депозит клиента в счет будущих полетов. 

Ассоциация предлагает внести поправки в Воздушный кодекс, федеральные авиационные правила и федеральный закон от 1 апреля 2020 года №98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которые позволят компаниям вместо возврата средств предложить пассажиру изменить дату вылета и рейс «в пределах стоимости подлежавшей возврату провозной платы».  

Новые правила предлагается распространить на рейсы до конца 2020 года, даже если билеты были проданы до принятия поправок. 

Кроме того, в Воздушный кодекс предлагается внести понятие форс-мажора, в случае которого авиакомпания будет иметь право расторгнуть договор перевозки. К форс-мажору предлагается отнести массовые заболевания, пожары, стихийные бедствия, забастовки, военные действия, теракты, диверсии, ограничение перевозок государствами, а также запрет торговых операций из-за санкций. Не могут быть отнесены к форс-мажору предпринимательские риски.

При отмене рейса по причине форс-мажора АЭВТ предлагает оформить электронный многоцелевой документ, средства на котором могут быть использованы в течение трех лет с даты оформления. Если же пассажир или грузоотправитель откажется от ваучера, авиакомпания вернет ему средства в течение года. 

«Для многих участников отрасли почти невозможно найти в короткие сроки достаточные финансовые средства, чтобы сохранить прежнюю экономическую модель и избежать банкротства»,— говорится в обращении АЭВТ.

Данное решение в таком виде вряд ли устроит пассажиров. Неизвестно, какими будет уровень инфляции и стоимость перевозки в будущем. Таким образом, ваучера может не хватить на поездку и потребуется доплата. Иными словами, вы уже одолжили авиакомпании  деньги, а потом за право полететь придется ещё и доплатить. 

Однако если вместо ваучеров будет применен механизм сертификатов, дающих право пассажиру на перелет на конкретном направлении без доплаты, это будет справедливо и, скорее всего, положительно воспринято общественностью.
Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.