История одного сертификата
Клиенты авиакомпаний превратились в «Ждунов» с сертификатами
Многие из нас люди семейные. Нам приходится много работать, чтобы платить по счетам, обеспечивать детей всем необходимым и, если остаются свободные средства, провести отдых на море. Особенно вопросы экономии средств важны для тех, кто «живет на зарплату» и старается найти самые экономически целесообразные пути для осуществления летней поездки. А если знаешь иностранные языки, и, особенно, английский, можно существенно сэкономить, отказавшись от услуг турагентств, и самостоятельно организовать свой отдых.
Исходя из этих соображений, мы приобрели не тур «все включено», а самостоятельно авиабилеты на Кипр и забронировали домик у моря. Домик, где мы хотели отдохнуть, имел свободный слот в июле – на Кипре жарко, но вода к тому времени прогревается для детишек в самый раз.
Ценообразование у многих авиаперевозчиков так называемое «динамическое», поэтому в сезон цены кусаются, опустошая кошельки тех, кто хочет искупать ребенка в теплом южном море, а не в холодном подмосковном пруду. Более того, несмотря на то, что между Москвой и Кипром летают несколько авиакомпаний, де-факто выбор не велик. Так что сэкономить на авиабилетах можно (порой – в разы), купив их за несколько месяцев до даты вылета. Этим мы и воспользовались, сделав покупку за четыре месяца - 6 марта.
Билеты приобретались через официальный сайт авиакомпании. В кассе – дороже, взимается «завуалированная» комиссия кассиру (ее как бы нет – вместо нее «дают скидку» на интернет-покупку, что, по сути, чисто коммерческий ход).
За несколько дней до покупки авиакомпания изменила тарифные правила: все авиабилеты, включая самые дешевые, объявили «возвратными», причем, «практически» без комиссии. Причиной стала набирающая обороты пандемия COVID19. Перед покупкой мы ещё раз уточнили условия по телефону горячей линии, получив такой ответ: авиабилет можно будет сдать и получить все свои средства назад – кроме кассового сбора и еще каких-то вычетов, незначительных в общей конечной сумме уплаченного за билет.
Обрадовавшись довольно удачной покупке, мы стали ждать дня вылета и внимательно следить за развитием ситуации с COVID-19. Новости приходили грустные: все больше людей в Старом Свете заражались и болели, в том числе и тяжело. Но на Кипре случаи были единичны, в основном – среди недавно приехавших из других государств. Кроме того, медики утверждали, что вирус дольше всего сохраняется при температуре окружающего воздуха +8…+10 град., и плохо переносит жару и прямые солнечные лучи.
Поэтому билеты мы не сдавали, надеясь на помощь и содействие со стороны яркого кипрского солнышка. Тем более, что авиакомпания уверяла нас – в июле и августе рейсы состоятся.
Не состоялись: «ворота» через границу были закрыты с обеих сторон – как на выезд за рубеж для россиян, так и въезд им на Кипр. При этом, власти не давали четкой информации, на какое время введены ограничения и когда они будут сняты. А отдельные ее представители даже уверяли, что во второй половине лета полетите куда захотите.
Те из клиентов авиакомпании, кто поторопился сдать билеты, пока была такая возможность, поступили самым правильным образом – молодцы! Правда, многие понесли финансовые потери в виде так называемых кассовых сборов, а также штрафов по условиям тарифов.
Среди таких есть и несколько наших знакомых. Они не поверили властям и… оказались правы. Что до нас, да, мы сами решили не сдавать сразу билеты, однако считаем, что дезинформируя общественность своими заявлениями и «оценками», представители власти вместе с авиакомпаниями также несут свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию.
Итак, более чем за месяц до предполагаемой даты вылета (конкретно – 25 мая) авиакомпания уведомила нас: и прямой, и обратный рейсы отменены, и предложила оформить сертификат, без пояснения того, что дает этот документ, указав лишь срок его действия: 12 месяцев. Практически сразу мы обратились за возвратом денежных средств. Не тут-то было: наши «возвратные билеты» превратились в непонятно что.
Дозвонившись до оператора горячей линии (что было непросто – авиакомпании получали шквал звонков), мы получили «обнадеживающие» рекомендации. Первое: заполните заявление установленной формы на интернет-сайте для получения сертификата. Второе: если хотите свои деньги обратно – заявите об этом оператору, он составит от Вашего имени соответствующее заявление и «вскоре» оно будет рассмотрено. И это «скоро» затянулось на полтора месяца…
Так из «уважаемых клиентов» мы превратились в банальных «ждунов». Авиакомпании откровенно «тянули время», экономя «собственные средства» (читай – деньги пассажиров, уплаченные за непредоставленные услуги). На самом же деле они ждали выхода распоряжений правительства и, главное, соответствующего закона, легализующего право выдавать ваучеры вместо возврата денег.
Несмотря на это, в начале августа мы все же решили провести отпуск у моря – не заграничного Средиземного, а нашего родного – Черного. Нашлось хорошее место, куда можно доехать и поездом, и на машине по шоссе, благо, мост в Крым уже построен и прекрасно справляется с трафиком. Но раз нам задолжала авиакомпания, почему бы не полететь самолетом?!
Поехали в кассу и там узнали: авиакомпания не считает себя нашим должником. Сотрудница вежливым голосом объяснила всю тяжесть «Вашей конкретной ситуации». По ее словам, дело обстоит следующим образом: авиакомпания действительно выполняет рейсы в Симферополь, причем, летает достаточно часто. Но возит не всех, а только тех, кто оплатил стоимость авиабилета на соответствующие рейсы. «А такие как Вы должны сначала оформить сертификат». Без предварительного оформления этого документа зачесть средства в оплату нового билета, ранее уплаченные за отмененные рейсы, нельзя.
При этом, тех, кто приобрел билеты в кассе, обслуживает кассир, а таких как мы, кто действовал через интернет, кассир не признает – «раз Вы начали действовать по интернету, так и продолжайте». «Причем, Вы – не в самой худшей ситуации», - «успокоила» нас кассирша. Есть ведь на свете еще и такие, кто купил авиабилет на «других площадках» как то офис туристической фирмы, интернет-сайт агентства-посредника и тому подобное. «Им нужно обращаться по месту покупки билетов», - пояснила она, дав понять интонацией голоса, что это – почти гиблое дело.
Четкого ответа на вопрос о времени, за которое мы сможем получить сертификат (предварительно отказавшись от оформленного ранее заявления на возврат денежные средств), она не назвала. Но дала понять – быстро только кошки родятся.
По телефону горячей линии нам пояснили: «срок рассмотрения заявок на возврат средств от шестидесяти дней». Верим: наше-то заявление на возврат еще по существу не рассмотрено.
Поразмыслив, решили: едем поездом! А то пока нам аннулируют ранее оформленное заявление на возврат, мы составим новое на сертификат и получим его - сроки пройдут, так что и ехать уже некуда будет, да и незачем. Правда, счастливчики среди тех, кто общается на различных интернет-форумах и в социальных сетях сообщали: бывают случаи, когда сертификат «прилетает» через несколько дней, но не всем и не всегда.
Опять же и в этой ситуации оказались правы те, кто не мешкая воспользовался правом перевести ранее уплаченные деньги за авиабилеты в сертификат и оплатить им «новые билеты». Если, конечно, им было куда полететь. Многие же, особенно «редко летающие» пассажиры, боялись оформлять сертификат, поскольку сначала была информация, что срок его действия – всего лишь 12 месяцев. И мы среди них.
Не прошло и пары дней после нашего появления на полуострове Крым, как от авиакомпании пришло «радостное известие». Нам оформили сертификат! Правда, мы за ним не обращались и свое заявление на возврат денежных средств обратно также не забирали. «Ничего страшного!», – уверяет неизвестный отправитель «письма счастья». Вот, собственно, текст этого электронного письма от 16 августа 2020 года:
«Уважаемый клиент! Вам оформлен сертификат. Вы найдете его во вложении к этому письму, а ниже - правила использования.
Понимаем, это не совсем то или даже совсем не то, на что вы рассчитывали. Но в свете последних событий и изменений, сейчас это единственно возможный вариант, который мы можем обеспечить. Нам искренне жаль, что не удалось оправдать ваши ожидания.
В связи со вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации № 991 от 06 июля 2020 года, изменился порядок возврата денежных средств за билеты, купленные до 1 мая 2020 года с датами перелета:
- с 1 февраля 2020 года по направлениям в/из Китая и Гонконга (Китай);
- с 18 марта по всем международным и внутренним направлениям.
Оплаченная вами сумма может быть использована для покупки билетов или дополнительных услуг авиакомпании в течение 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете. Для удобства оплаты мы зачислили средства на сертификат.
Мы надеемся, что ваша любовь к путешествиям от этого не угаснет, и очень ждем встречи на борту. Поэтому увеличиваем номинал вашего сертификата на 10% от стоимости авиабилетов, чтобы хоть немного поднять вам настроение.
Пандемия изменила планы многих, но мы знаем – «и это пройдет». Когда все закончится, мы продолжим открывать этот мир, как и раньше.
С уважением,
...
Заметим, что для оформления сертификата авиакомпании хватило всего нескольких дней – ни о каких «от шестидесяти дней» тут и речи не идет. А причина, по которой она сейчас так быстро сработала – недавний выход соответствующего Закона РФ.
Остается сказать «спасибо» властям – документ вышел под конец сезона, дав возможность некоторой части «ждунов» таки стать пассажирами и провести пусть и недельку-другую не в пыльных и душных мегаполисах на севере, а на отдыхе, где-нибудь на юге у моря. Если конечно у них остались какие-то деньги.
А цены в Крыму и на южном побережье страны немалые, что тоже понятно. Местные хотят побольше заработать в августе-сентябре, пока не пришла «вторая волна». Вот и пишу этот рассказ в бюджетном отдыхе на дорогом побережье, ярко светит солнышко, а детишки радуются теплой воде…
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.