Среди тысяч патентных заявок, поданных Airbus, попадаются очень необычные. «Летающий пончик» — одна из таких конструкций. Выглядит это так: самолет,  выполненный по схеме «летающее крыло» в котором расположен пассажирский салон сфероидной формы с «отверстием» посередине для посадки и высадки пассажиров.
Airbus зарегистрировал огромное количество патентов, от простых настроек авионики до новаторских концепций самолетов будущего. По словам производителя, он тратит около 3,5 млрд евро в год на исследования и разработки и имеет 37 000 патентов по всему миру. Хотя некоторые из этих изобретений, возможно, повлияют на будущее авиации, многие из них так и не увидят свет в реальных конструкциях. Однако это не означает, что на них не стоит тратить время и обращать внимание. 

Одной из таких любопытных концепций является патент Airbus от 2014 года. Авиапроизводитель озаглавил разработку как: Aircraft Including A Passenger Cabin Extending Around A Space Defined Outside The Cabin And Inside the Aircraft (прим. пер. «самолет, включающий в себя пассажирский салон, который распространяется за пределы стандартного определения пассажирского салона, но находится внутри воздушного судна»). Очень длинно, более запоминающееся название — «Летающий пончик».

И что же это за «пончик»?

Концепция «летающего пончика», поданная в европейское и американское патентные ведомства в 2014 году, нарушает все представления о том, как должен выглядеть обычный пассажирский лайнер. Airbus запатентовал конструкцию непривычно короткого самолета, в котором пассажиры сидят по кругу вокруг «отверстия» посередине.

«Летающий пончик» — это, по сути, крыло со сфероидальным отделением посередине. Внутри сфероида будет располагаться пассажирский салон, где пассажиры будут сидеть по кругу вокруг центрального «отверстия». При этом, кресла будут ориентированы в центр, от центра и по кругу, но ориентированные по курсу полета. Такое расположение кресел наверняка внесет свои коррективы в привычные  сегодня схемы обслуживание на борту.

Но «пончик» отличается не только расположением пассажирских кресел. Посадка в самолёт также будет необычной - пассажиры будут заходить через отверстие в середине «пончика», можно сказать «через дырку от бублика». Приведённые в патенте рисунки предполагают лестницу, спускающуюся от середины салона к земле. В заявке Airbus предположил, что это будут эскалаторы, которые спускаются на землю, чтобы забрать пассажиров из зоны ожидания.

На другом рисунке Airbus показывает, что в качестве альтернативы для загрузки пассажиров может быть использован даже лифт.

Почему «Пончик»?

В заявке на патент авиапроизводитель заявляет, что «летающий пончик» решит некоторые проблемы, характерные для обычной конструкции самолетов в форме «карандаша». Было отмечено, что, хотя цилиндрические самолеты хорошо справляются с нагрузками, вызываемыми необходимостью обеспечения герметичности кабины, огромные силы на переднем и заднем концах цилиндра означают, что требуется тяжелое усиление.

По словам Airbus, удалив продольную пассажирскую кабину удастся устранить эти точки напряжения и это «… обеспечит простое, экономичное и эффективное решение этих проблем или, по крайней мере, частично устранит… недостатки».

В целом, такая концепция самолета будущего не уникальна. В течение многих лет авиаконструкторы говорят, что летающее крыло может повысить летные характеристики авиалайнеров. Однако тогда возникает вопрос: как в этом крыле разместить пассажиров? Такие концепции, как «Flying V» и «Airbus» MAVERIC, пытались решить эту проблему, хотя пока еще ничего не вышло за пределы чертежной доски.

В любом случае, основным препятствием для любого значительного пересмотра конструкции самолета будущего являются связанные с этим изменения, которые необходимо будет произвести в аэропортах для обслуживания новых судов. В свое время даже появление двухэтажного самолета А380, выполненного по обычной схеме, вызвало необходимость адаптировать оснащение аэропортов под этот лайнер. «Летающий пончик» потребует куда более масштабной перестройки наземной инфраструктуры аэропортов. Вот почему, несмотря на то, что подобные  концепции достаточно любопытны и выглядят многообещающе, мы вряд ли в ближайшие десятилетия увидим что-то подобное в небе.
Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.