Овербукинг: Дума за репрессии, а Кабмин против. Кто прав?
Почему правительство против законопроекта о штрафах при овербукинге?
Правительство РФ не поддержало законопроект о взимании штрафов с авиакомпаний за овербукинг. Об этом пишет «Интерфакс».
По информации агентства, в проекте отзыва, подготовленном комиссией по законопроектной деятельности, правительство призывает учесть, что овербукинг используется перевозчиками, в том числе иностранными, для минимизации убытков, вызванных отказом некоторых пассажиров от перевозки.
«Полагаем, что проблему продажи перевозчиками билетов в количестве, превышающем количество мест в салоне воздушного судна, целесообразно решать путем внесения в Воздушный кодекс РФ изменений, предусматривающих предоставление перевозчиком компенсационных выплат пассажирам при изменении условий договора воздушной перевозки по инициативе перевозчика», — отмечается в документе.
Кроме того, в правительстве считают, что следует установить «обоснованную в связи со сложившейся международной практикой шкалу в зависимости от протяженности маршрута и времени задержки прибытия пассажиров в аэропорт назначения».
Напомним, законопроект о введении ответственности авиакомпаний за овербукинг внесен в Госдуму депутатами в декабре 2018 года. Документ предполагает штрафы в размере от 50 до 100 тыс. рублей. Если перевозчика поймают на овербукинге повторно, ему придется заплатить до 200 тыс.
Согласно тексту законопроекта, к ответственности следует также привлекать и недобросовестных менеджеров. Штраф для должностных лиц авиакомпаний составит от 10 до 15 тыс. рублей за первое нарушение и до 30 тыс. — за повторное.
Overbooking в переводе с английского означает «сверхбронирование». В данном случае речь идет о том, что авиакомпания продала больше билетов на рейс, чем самолет может вместить. Такая практика действительно существует, поскольку по статистике около 10% пассажиров не улетают рейсом, на который они купили билет. В итоге часть мест пустует. Авиаперевозчик продает больше билетов, чтобы получить дополнительную прибыль или не повышать стоимость рейса.
Цель авиакомпаний не в том, чтобы перед посадкой на рейс получить проблемы с «лишними» пассажирами, а в том, чтобы количество пассажиров совпало с количеством кресел в самолете. Для этого используются статистические данные и научные математические модели, определяющие возможное количество перепродаж на каждом рейсе. Такая стратегия чаще всего оправдывает себя, но иногда возникают конфликтные ситуации, когда наука и статистика не срабатывают, и к вылету прибывает больше пассажиров, чем нужно.
Как же решается эта проблема в мировой практике? Овербукинг легализован в США и Европе. Там за него никого не наказывают и не штрафуют. Но, при этом, законодательство предусматривает значительные компенсации самим пассажирам, оказавшимся «лишними» на рейсе. Такой подход, с одной стороны, не мешает авиакомпаниям повышать заполняемость рейсов, а с другой, не позволяет злоупотреблять. Зачастую компенсация, причитающаяся пассажиру, может превышать стоимость перелета. При этом, авиакомпания не освобождается от обязанности доставить пассажира в пункт назначения.
За многие годы сложилась определенная практика решения проблемы перепродаж. Не редко, при наличие возможности, лишних пассажиров эконом-класса пересаживают в бизнес-класс и обслуживают за счет авиакомпании по высшему разряду. Либо, выплатив немалую компенсацию, перевозят следующим рейсом или рейсом авиакомпании-партнера. Причем, чаще всего предлагают пассажирам добровольно оказаться «лишними». Здесь добровольцев может оказаться больше, чем перепроданных мест. На рейсе всегда найдется немало тех, кто не особо спешит и готов задержаться на несколько часов в аэропорту вылета, получив немалую компенсацию. Некоторые категории пассажиров, например студенты надеются попасть на овербукинг, чтобы не только компенсировать свои затраты на перелет, но и возможно даже остаться в плюсе.
В России же овербукинг нелегален, но, по мнению опрошенных AviaPages.Ru экспертов, авиакомпаниями также практикуется. А в российских реалиях пассажиры оказываются незащищенными законом. Авиаперевозчик, даже при наличие желания, не может признаться в умышленной перепродаже билетов, выплатить компенсацию и разойтись с пассажиром миром. От этого нередко возникают конфликтные ситуации.
Поэтому, согласно российской традиции, и появился карательный законопроект об овербукинге. Но он не предусматривает никаких компенсаций пассажирам, а лишь штрафы в бюджет. К тому же, карательные меры могут еще больше усугубить проблему. Существует немало ситуаций, при которых применение данного закона может привести к непредсказуемым последствиям.
Предположим, перед вылетом в кабине пилотов сработала сигнализация о неисправности одной из систем. Авиакомпания присылает резервный борт, а там оказывается другая компоновка салона и на несколько кресел меньше. Вот вам и овербукинг. Справедливо ли наказывать перевозчика за то, что он не повез вас на неисправном самолете? И как он поступит в следующий раз в аналогичной ситуации после такого наказания?
Необходимо не карать, а напротив, легализовать овербукинг, обложив авиакомпании существенными компенсациями в пользу пассажира. Такой закон превратит ситуацию из проблемной, в обыденную, выгодную и авиакомпании, и пассажиру. Всё это давно поняли во всем мире, и только мы до сих пор пытаемся идти своим уникальным путем. Но почему же мы все ещё упорно учимся на своих ошибках и не желаем быть умными, изучая ошибки и опыт других?
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.