Станут ли бортпроводники полицейскими?
Насколько эффективно и безопасно применение наручников и других спецсредств к авиапассажирам?
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун направил письмо в Минтранс и в комитет Госдумы по транспорту с просьбой ускорить рассмотрение законопроекта об использовании «средств сдерживания на борту воздушного судна» в отношении хулиганов на борту лайнеров. Об этом пишут «Ведомости».
«Авиакомпании – члены АЭВТ просят поддержать законопроект и направить обращение в Госдуму об ускорении его рассмотрения и включения в порядок работы Госдумы», – указывал президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун в письме в Минтранс в начале марта.
Законопроект был внесен в Думу еще осенью 2018 года. Он предполагает изменения в Воздушном кодексе России и разрешает командиру воздушного судна давать экипажу распоряжение о применении спецсредств, если кто-то на борту создает угрозу безопасности полета, жизни и здоровью других людей. Перечень спецсредств должно установить правительство. Пока речь идет о пластиковых наручниках.
Автором инициативы является депутат от ЛДПР Александр Старовойтов. По его мнению, принятие данных мер позволит экипажу своевременно и эффективно реагировать на случаи агрессивного поведения пассажиров.
В мае 2019 г. законопроект был принят в первом чтении. Но рассмотрение во втором чтении переносилось уже три раза, последний раз – 15 февраля этого года. По словам двух собеседников издания, знакомых с обсуждением инициативы, ее «блокируют представители силовых ведомств», которые опасаются «перегибов» при применении закона.
Однако министр транспорта Виталий Савельев во время встречи 23 марта в Думе уже подтвердил целесообразность и необходимость скорейшего принятия этого законопроекта. Кроме того, данную инициативу поддерживает «Аэрофлот», который предлагает включить в список и специальные фиксирующие ремни.
Законодательство в отношении авиадебоширов в России последовательно ужесточали в последние четыре года. В 2017 году ввели уголовную ответственность за нарушение правил безопасности на транспорте (ст. 213 и 267.1 УК РФ). По этим статьям можно получить максимально пять лет лишения свободы.
С июня 2018 г. в России также действует закон, по которому авиакомпании ведут свои черные списки пассажиров: попав туда, пассажир не может купить билет на рейс перевозчика.
Также, с целью противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность авиатранспорта, 1 января 2020 года, согласно утвержденному кабмином постановлению № 886 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности…», российские авиакомпании обязаны оснастить видеокамерами и передающим оборудованием все поступающие к ним новые самолеты, с 2022 года — все поступившие в компанию самолеты, бывшие ранее в эксплуатации в других компаниях, а с 2025 года — все остальные самолеты.
Примечательно, что авиаперевозчикам предписывается не только вести видеозапись во время полета, но и транслировать ее в режиме реального времени наземным службам. Правда, данное предложение закона оказалось совершенно невыполнимым из-за отсутствия сертифицированного и одобренного оборудования, а также технологии установки. Не говоря уже об отсутствии соответствующей наземной инфраструктуры, способной принять такой огромный поток видеоинформации, а также его хранить и обрабатывать.
Причем, в отличие от нынешней просьбы АЭВТ, инициаторами установки видеокамер в самолетах были не авиаторы, а силовые структуры, которые не посчитали необходимым проконсультироваться с отраслевыми специалистами о возможности такого решения, но по мнению которых должно способствовать в борьбе с террористическими угрозами.
Комментарий эксперта – главного редактора портала AVIA.RU Романа Гусарова: «Если Госдума примет такое решение, это приведет к целому ряду последствий. И это не только обеспечение экипажей спецсредствами и предупреждение всем потенциальным дебоширам. Это в корне поменяет юридический статус пассажира. По сути, любое неподчинение требованиям экипажа, например, эмоциональный отказ пассажира пересесть на другое место, может трактоваться как факт сопротивления, несущий угрозу безопасности. При этом, экипаж будет обладать полномочиями применить к вам силу и спецсредства. Это первое. Второе – для противодействия настоящим дебоширам недостаточно выдать экипажам наручники, дубинки или электрошокеры. Необходимо будет их обучить всем этим набором пользоваться так же, как это умеют делать сотрудники полиции и силовых структур. Так как в случае нанесения пассажиру травм при применении спецсредств он сможет справедливо обратиться в суд за компенсацией вреда здоровью. А, в случае неправомерного применения силы и спецсредств – и морального ущерба. Третье – экипажам придется заняться физической подготовкой и обучиться приемам борьбы. Одно дело, когда идет рукопашный бой. Другое – когда у бортпроводника есть некие спецсредства, которые могут быть отняты более сильным и подготовленным пассажиром и применены против самого экипажа. Представляете полет в самолете с бортпроводниками, пристегнутыми к креслам наручниками? Четвертое – ввиду тесноты в салоне самолета такие спецсредства могут нанести травмы пассажирам, случайно оказавшимся рядом. И это тоже предлог для исков. И, наконец, пятое – нужно очень обдуманно подходить к вопросу определения списка допустимых спецсредств. Ни в коем случае на борту не должны оказаться средства, несущие угрозу безопасности самолету и пассажирам, такие, как электрошокеры, огнестрельное и газовое оружие. Особенно с учетом того, что этим может завладеть злоумышленник. И это не полный список вопросов, ответы на которые должен нам дать законодатель и государственные регуляторы. В противном случае мы не снизим угрозы, а получим новые проблемы».
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.