В Томске предложили новый способ находить микроповреждения в авиационных стеклах
Томский государственный университет
Фото с сайта eduscan.net

Радиофизики Томского госуниверситета (ТГУ) впервые предложили исследовать авиационные стекла на предмет микроповреждений при помощи голографического метода регистрации частиц, сообщает пресс-центр ТГУ. Об этом пишет Интерфакс.

"Этот метод позволяет обнаружить и зафиксировать микроповреждения, не снимая стекло с кабины самолета. При этом можно четко сказать, где находятся микротрещины, и оценить их влияние на безопасность полета", - сказано в сообщении.

Проект реализован в партнерстве со специалистами из НИЦ Центрального научно-исследовательского института Военно-воздушных сил Минобороны РФ, Военно-воздушной академии им. Николая Жуковского и Юрия Гагарина (Воронеж), ООО "Лаборатория оптических кристаллов", ИОА СО РАН (Томск).

В сообщении отмечается, что одним из самых распространенных материалов при производстве остекления современных гражданских и военных самолетов является фтороорганическое авиационное стекло, а основная причина снижения его прочности - возникновение мельчайших микротрещин. Они возникают в результате ультрафиолетового излучения, механических нагрузок и воздействия агрессивных сред, например, созданных противообледенительными жидкостями.

Прочность авиационного стекла становится недопустимо мала для безопасной эксплуатации, когда размеры деструктивных дефектов достигают 100 мкм. Для контроля остекления самолетов на практике используют методы визуального осмотра с применением увеличительных луп и призм. Но таким образом определить глубину поверхностной трещины с точностью до 100 мкм невозможно. В последнее время ведутся исследования по использованию лазерного излучения.

"В отличие от перечисленных методик цифровая голография позволяет определять поперечные и продольные размеры каждого поверхностного дефекта остекления в отдельности с заранее заданной точностью. Это дает возможность, не снимая стекла с самолета, выявить области с трещинами, размеры которых превышают допуски для безопасной эксплуатации", - цитирует пресс-служба слова инженера-исследователя лаборатории радиофизических и оптических методов изучения окружающей среды РФФ ТГУ Николая Юдина.

В настоящее время цифровые голографические камеры промышленно выпускает компания "Лаборатория оптических кристаллов" для задач кристаллографии и мониторинга морского планктона. Эти камеры могут быть применены и для решения задач дефектоскопии остекления самолетов. Для внедрения этой технологии в процесс предполетной подготовки самолетов требуется разработка соответствующей конструкции камеры и программного обеспечения с интуитивно-понятным интерфейсом, сказано в сообщении.

Другие публикации
Южный терминал аэропорта Гатвик возобновил работу
22.11.2024 19:12
Глава Минтранса Роман Старовойт сообщил о планах запуска авиарейсов из Москвы в Улан-Батор
22.11.2024 19:09
Тарифы на поезда и экспресс-автобусы «Аэроэкспресс» изменяются с 3 декабря
22.11.2024 17:23
Авиакомпанией «Сибирь» по требованию прокуратуры обеспечена возможность выбора маломобильными гражданами мест повышенной комфортности
22.11.2024 13:08
Россия и Бахрейн планируют увеличить количество прямых авиарейсов между странами
22.11.2024 12:45
Несколько рейсов "Уральских авиалиний" задержали из-за погоды
22.11.2024 12:37
​Авиакомпания Flyadeal запустила рейсы из Джидды в Ташкент
22.11.2024 11:26
Следовавший из Москвы в Наманган самолет приземлился в Ташкенте из-за тумана
22.11.2024 10:33
Следовавший из Новосибирска в Фергану борт совершил вынужденную посадку в Намангане
21.11.2024 17:06
Авиакомпания «РусЛайн» открыла продажу билетов на рейсы 2025 года
21.11.2024 16:02