Презентация макета самолета CR929
Макет масштабом 1:1 – это концепция организации пространства мест пассажиров первого, бизнес и эконом классов, а также кабины экипажа на воздушном судне CR929. Длина макета – 22 метра, высота – 6,5 метров, ширина – 5,9.
Базовая версия CR929–600 в трехклассной компоновке будет способна перевозить 280 пассажиров на расстояние до 12000 км. Семейство самолетов будет состоять также из модификации с удлиненным фюзеляжем (CR929–700) и укороченным фюзеляжем (CR929–500).
Полномасштабный макет позволяет продемонстрировать потенциальным заказчикам и будущим пассажирам преимущество комфорта салона для пассажиров экономического класса по сравнению с самолетами аналогичного класса. Он также отражает концептуальный дизайн кабины самолета CR929. Летный состав и бортпроводники смогут оценить удобство рабочих мест.
Салон оснащен 2-мя рядами кресел первого класса, 3-мя рядами кресел бизнес-класса и 4-мя рядами кресел эконом-класса, включая современную развлекательную систему и внутреннее оформление в китайском и русском стилях, сочетающее комфорт и инновации.
Над проектом широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета CR929 совместно работают авиастроительные индустрии России и Китая в лице компаний ПАО «ОАК» и COMAC. Страны разделили инвестиционные, технологические и временные риски, объединив интеллектуальные, технологические и другие ресурсы для создания самолета на очень конкурентном рынке.
Оператор программы CR929 – совместное предприятие ПАО «ОАК» и COMAC – CRAIC со штаб-квартирой в г. Шанхае. Россия и Китай совместно работают над проектом, начиная с 2012 года.
В июне 2016 г. в Пекине подписано Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве по совместной реализации Программы разработки, производства, коммерциализации и послепродажного обслуживания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета и создаваемого на его основе семейства.
В декабре 2016 года Совет директоров ПАО «ОАК» одобрил участие корпорации в создании Совместного Предприятия (СП) с корпорацией СОМАС. СП будет размещаться в г. Шанхай (КНР). Дата регистрации Совместного Предприятия - 12 мая 2017 года.
22 мая 2017 года в г. Шанхай состоялось торжественное открытие Совместного предприятия. СП открыли Президенты ПАО «ОАК» и COMAC. Название СП – China-Russia Commercial Aircraft International Corporation; CRAIC. Доли ПАО «ОАК» и COMAC в Совместном Предприятии равные, составляют по 50%.
В 2017 г. программа российско-китайского широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета прошла контрольный рубеж Gate 2, на котором была защищена техническая концепция семейства CR929. В настоящий момент программа находится на этапе эскизного проектирования и процедуры отбора поставщиков. К завершению этого этапа (ожидаемые сроки Gate 3 – 2019 г.) будет сформирован окончательный облик самолета CR929.
На данном этапе будут разработаны требования к системам самолета, будут проведены экспериментально-исследовательские работы в области аэродинамики, выбраны материалы. Будут подготовлены и направлены потенциальным поставщикам запросы на предложения, получены ответы и по результатам анализа сформирован Short list. Также будут проведены встречи с авиакомпаниями по уточнению их требований к самолету. Помимо этого планируется определить производственную кооперацию, разработать систему послепродажного обслуживания, стратегию продаж.
По прогнозу ОАК-СОМАС в период 2023-2045 годы в мире понадобится 7 200 самолетов сегмента широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетов. Из них на рынок государств-партнеров приходится 20% спроса – 15% на Китай и 5% на Россию. 28% приходится на другие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Программа СR929 будет опираться на домашние рынки стран-участниц проекта как на стартовые.
Широкофюзеляжные самолеты занимают особенное место на мировом рынке гражданской авиации. В количественном выражении мировая доля широкофюзеляжных самолетов – меньше 20% от количества гражданских самолетов всех типов. Однако совокупная рыночная стоимость всех самолетов составляет более 50% от рыночной стоимости всех типов самолетов гражданской авиации.
В проектировании CR929 будут широко использованы композитные материалы. Они составят более 50% конструкции планера. Ожидаются новые технологические решения в аэродинамике. Крыло CR929 будет отличаться большим удлинением с использованием законцовок типа «шарклет». Это позволит минимизировать сопротивление воздуха и оптимизировать расход топлива, достичь более высоких экологических и экономических показателей по сравнению с существующими аналогами-конкурентами. Экономическая эффективность лайнера будет также обеспечена за счет снижения расходов на обслуживание. Предполагается внедрение информационной системы, которая будет следить за состоянием планера и всех узлов самолета. Это также позволит повысить безопасность эксплуатации воздушного судна.