Путешествие в Грецию 2022
Путешествуем не нарушая правила ЕС
EXPLORER - перелет, отель и развлечения "в одном флаконе"
Субсидии распределены
Точка зрения
Уйдет ли с рынка деловой пассажир?
После COVID-19 на смену деловым поездкам и реальным встречам придет виртуальное общение
Коронавирус действительно заставил людей в разных уголках мира в корне изменить привычный уклад и темп жизни. И сейчас трудно представить себе отрасль, которой изменения коснулись бы больше, чем авиация. Пока самым эффективным средством противодействия пандемии признано ограничение передвижения людей по всему миру.
Ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов:
Предположить что-то очень трудно. Есть совсем критические оценки и подходы, что дни авиации том виде, в котором мы ее знали, сочтены и что значительная часть спроса на путешествия будет замещена виртуальным общением. Бизнес также уйдет в виртуальное общение с точки зрения договоренностей и контрактов. И обучение станет виртуальным.
Безусловно, в какой-то степени это толчок к тому, чтобы сократить издержки на транспорт и уйти в возможность виртуального общения, будет дан. И это не какая-то новация. Этот процесс идет достаточно давно. Просто вирус вряд ли создаст что-то новое из того, что происходит сейчас на планете.
Вирус будет катализатором процессов, которые уже происходили. В той или иной степени он их ускорит. В этом отношении, безусловно, риски замещения живого общения виртуальным, и, соответственно, снижение спроса для авиакомпаний — это было бы глупо отрицать. Но в каком объеме это произойдет, сказать достаточно трудно.
Если это произойдет достаточно быстро, то здесь декларируемая уверенность в своей неуязвимости представителей лоукост-авиаперевозчиков в каком-то смысле верна. Это компании, которые в свое время разогнали сегмент ad hoc (прим. латинская фраза, означающая «специально для этого», «по особому случаю», в данном контексте «случайные, разовые поездки»), который раньше всегда считался пасынком.
Когда-то было замечательное исследование авиакомпании Lufthansa, которое четко давало раскладку: 60% — деловые пассажиры, 30% — туристы и 10% — это ad hoc. Вот на рынок пришли дискаунтеры, предложили низкие цены, и выяснилось, что пассажир готов летать вовсе не на деловые встречи, а если билет стоит дешево, то он готов летать просто так.
Соответственно, стал расти неорганизованный туризм. В этом отношении, если мы говорим о сокращении делового сегмента, на котором стоит бизнес мэйджоров (прим. крупных авиакомпаний), то у лоукоста картина более благоприятная, потому что это не его пассажир и от «виртуализации» нашей жизни их сегмент возможно меньше пострадает.
В то же время и сам тезис о том, что деловую встречу, можно заменить на виртуальное общение — это также дискуссионный момент. Мне кажется, есть очень много культур, с которыми этот вариант не пройдет. Скажем так, договориться по Skype с Китаем о поставках для европейца будет проблематично. Надо будет ехать и договариваться на месте. Однако тенденция есть и она выраженная.
Или когда мне говорят, что появится виртуальный туризм, который заместит реальный, я здесь с некоторой долей иронии, насколько она уместна в данном кризисе, сказал бы, что пока виртуальная поездка на Пхукет очень сильно проигрывает реальной. Очень сильно проигрывает. И маловероятно, что люди предпочтут виртуальный тур по пляжу в Таиланде возможности живой поездки.
С точки зрения туризма, эти ожидания на уход в виртуальную реальность сильно преждевременны до тех пор, пока виртуальная реальность не превратится уж в такую реальную, что станет что-то здорово замещать. И даже при этом большинство людей, у которых будут средства, предпочтут видеть и получать эмоции вживую. Но это дело определенно будущих десятилетий, поэтому забегать вперед настолько ещё рановато.
Ну а если посмотреть ближе, я думаю, что сейчас еще какое-то время у нас будет в головах история с пандемией. Но как только она исчезнет из повестки дня, как только она заместится чем-то другим, а я, к сожалению, должен констатировать, что, скорее всего, в ближайшее время она заместится перипетиями тяжелого экономического кризиса и глобальной депрессией, думать мы будем только об этом и как из всего этого выходить.
Поэтому очень многие вещи, которые сейчас обсуждают многочисленные футурологи, уйдут из повестки дня. Все они могут оказаться в очень удивленном состоянии, поскольку мир будет заниматься совершенно другими проблемами, а не виртуальными путешествиями в Таиланд.
Повторюсь, я не жду каких-то глобальных резких фундаментальных изменений, но изменения, безусловно будут. Они уже начались. Но это не значит, что через 2 года мы будем в другой парадигме спроса. А то, что мы будем в другой парадигме рыночного состояния, то, что во многих странах, возможно, останется по одной авиакомпании, или вообще ни одной, и мы можем оказаться в совершенно другом восприятии рынка и цен на уровне микроэкономики, а не каких-то там социальных макроэкономических тенденций, это более близкая и совсем не виртуальная реальность.
Расскажи нам о своём путешествии
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.
Рекомендуемые материалы
Все новости
Аэропорт Ташкента ограничил прием воздушных судов из-за тумана
03.12.2024 17:41
Emirates увеличивает количество рейсов на Мадагаскар и Сейшелы до пяти в неделю
03.12.2024 13:17
В аэропорту Новосибирска открылась выставка достопримечательностей Кабардино-Балкарии
03.12.2024 12:40
Полеты из Перми в Ереван продлят до осени 2025 года
03.12.2024 11:51
«Аэроэкспресс» повысил тарифы на проезд в поездах и экспресс-автобусах
03.12.2024 10:57
В Хабаровском крае закрыли аэропорты Советской Гавани и поселения Охотск
03.12.2024 10:50
В аэропортах Дальнего Востока около 280 пассажиров ждут вылетов из-за непогоды
03.12.2024 10:21
"Победа" планирует расширить предзаказ платного питания на борту
03.12.2024 10:19
Из аэропорта «Гагарин» открываются дополнительные рейсы в Санкт-Петербург
03.12.2024 10:08
Пассажиры совершившего вынужденную посадку в Новосибирске самолета Azur air вылетели на Пхукет на резервном судне
02.12.2024 21:54
Аэропорт Домодедово расширил авиасообщение с Объединенными Арабскими Эмиратами
02.12.2024 16:32
Lufthansa продлила приостановку полетов в Тель-Авив до конца января
02.12.2024 14:40
В аэропорту Бегишево повысится стоимость платной парковки
02.12.2024 13:40
Иностранцы начали предоставлять биометрические данные на границе РФ
02.12.2024 13:35
Российские туроператоры обратились к послу Мексики из-за отказов туристам во въезде
02.12.2024 12:22
В аэропорту Красноярск действует новая парковка для пассажиров
02.12.2024 10:59
Авиакомпания Kam Air объявила о начале беспересадочных полетов между Кабулом и Катаром
02.12.2024 10:45
Движение по дороге до аэропорта Норильска возобновили
02.12.2024 10:34
Emirates продлила ограничения на полеты в Ирак до 14 декабря
02.12.2024 10:22
В Хабаровском крае из-за циклона задержали восемь авиарейсов
02.12.2024 10:11
Авиакомпания «Победа» отметила десятилетие и запустила конкурс «Поделись Победой»
01.12.2024 23:23
Аэрофлот представил новый бессрочный уровень программы «Аэрофлот Бонус»
29.11.2024 16:24
Из аэропорта Пулково запустили новые рейсы в Австралию и Чили
29.11.2024 15:46
На Шикотан и Кунашир запустят больше авиарейсов к Новому году
29.11.2024 11:39
Пулково планирует возобновить прямые рейсы с Хайнанем
29.11.2024 11:11