Первая помощь на высоте 10 000 метров
Доктор на борту самолёта - новое требование времени
Однако нужно понимать, что у бортпроводников нет профильного медицинского образования, если только они не получили такой диплом до начала работы в авиакомпании. Да, на курсах их учат принимать роды или делать непрямой массаж сердца, но это не приравнивает первую помощь к осмотру врача. И список действий экипажа, как и набор лекарств в бортовой аптечке, ограничен.
Рекомендации перед полетом
Еще при планировании путешествия авиакомпании призывают пассажиров самостоятельно оценить риски и отложить перелет, если есть опасения. На официальных сайтах перевозчиков можно найти рекомендации для беременных женщин и пассажиров с новорожденными детьми, больных диабетом, людей с заболеваниями крови и тех, кто недавно перенес операцию.
Развернутый «гид по здоровью» есть у SWISS, Lufthansa, KLM, Emirates, «Аэрофлота» и многих других. Также авиакомпании публикуют ответы на часто задаваемые вопросы о здоровье и перелете пассажиров, требующих особого внимания. Такой список вопросов есть, например, у S7 Airlines. Иногда авиакомпания просит предупредить о наличии определенных заболеваний или хирургическом вмешательстве накануне перелета — так делает Finnair.
Безусловно, документы, опубликованные на официальных сайтах, носят рекомендательный характер, и пассажир сам решает, готов его организм к путешествию или нет. Вместе с тем перевозчик может запросить медицинское заключение, чтобы убедиться, что перелет не нанесет вред здоровью человека. Если в документе указано обратное, авиакомпания оставляет за собой право не пустить такого пассажира на борт. Но это, увы, не избавляет ее от инцидентов во время полета.
Первая помощь на борту
Все бортпроводники обязательно проходят курс медицинской подготовки. Преподаватель S7 Training Вера Глебова поделилась с нами деталями обучения: «Программа рассчитана на 24 часа, из них значительная часть — это практика. Бортпроводников учат отрабатывать ситуации, которые чаще всего встречаются на борту воздушного судна. Например, оказывать помощь при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и органов дыхания, останавливать кровотечение, помогать пассажирам справиться с волнением и т. д. Каждый бортпроводник обязательно проходит переподготовку раз в два года».
Благодаря этому все члены кабинного экипажа знают, что делать, если кому-то из пассажиров плохо. Как минимум бортпроводник может выяснить возможные причины ухудшения самочувствия, измерить пульс и температуру, предложить воду, лед и лекарства из аптечки. Ее состав разбит на две части: универсальный профилактический набор с масками, перчатками, бинтами и прочим, а также комплект первой помощи, куда входят и медикаменты. Список медикаментов отличается в зависимости от авиакомпании, обычно в нее входят базовые безрецептурные препараты: обезболивающие, успокоительные, антигистаминные таблетки, глазные и ушные капли, средства от насморка, изжоги или диареи, укачивания, а также бинты, лейкопластырь, йод и повязки. Сейчас для борьбы с распространением коронавируса все аптечки также укомплектованы дополнительными антисептиками, масками и перчатками. Бортпроводник может предложить лекарства, но не имеет права настаивать на их приеме — выбор всегда остается за пассажиром.
Старший бортпроводник сообщает командиру воздушного судна об ухудшении самочувствия у кого-то из пассажиров и спрашивает по громкой связи, есть ли на борту доктор. Во многих зарубежных странах тоже узаконена телемедицина и во время полета экипаж может консультироваться с врачом по телефону. Например, для оказания помощи больным сердечно-сосудистыми заболеваниями Lufthansa использует на своих дальнемагистральных лайнерах систему ЭКГ CardioSecur. Она подключена к международной медицинской горячей линии International SOS и позволяет бортпроводникам круглосуточно передавать врачам информацию о состоянии пассажира, а в ответ получать рекомендации по лечению.
Однако по российскому законодательству, измерять давление, делать уколы и давать рецептурные препараты пассажирам могут только врачи. Для них на каждом рейсе предусмотрено наличие еще одного комплекта медицинских средств. В него входят ампулы с раствором для внутривенных и внутримышечных инъекций, препараты сосудорасширяющего действия, спазмолитики, бронхолитики, средства для повышения свертываемости крови и т. д.
Если специалиста в салоне самолета не найдется, бортпроводники сами окажут первую помощь и будут внимательно наблюдать за состоянием человека до приземления.
Есть врач на борту?
К сожалению, на борту врачи есть далеко не всегда, хоть многие из них и часто путешествуют. Никто не может дать гарантий, что на вашем рейсе непременно будет доктор. Тем временем, согласно статистике Росавиации, ежегодно более 200 человек отмечают ухудшение самочувствия во время перелетов по России. Мировая статистика насчитывает как минимум один случай на каждые 160 рейсов, выполненных в 2019 году. Чаще всего жалуются на понижение или повышение артериального давления, тошноту, затруднение дыхания или симптомы респираторных и сердечно-сосудистых заболеваний. И с этим справиться могут бортпроводники без привлечения медицинских специалистов.
К счастью, серьезных случаев не много, но если экипаж понимает, что самостоятельно не справится, командир принимает решение о вынужденной посадке. По данным Ассоциации врачей авиационной медицины, такое решение принимается в 75-80% случаев серьезного ухудшения самочувствия пассажира. Приземлившись в аэропорту, бортпроводники передают пассажира медицинской бригаде. Несмотря на то, что каждый в самолете понимает необходимость и важность этих действий, посадка занимает дополнительное время и нарушает планы других путешественников. Этого можно было бы избежать, если бы тем же рейсом летел врач.
Европейские авиакомпании нашли решение: в 2018 году Lufthansa, Austrian Airlines и SWISS объявили о сотрудничестве с медицинским сообществом и запуске совместной программы лояльности для часто летающих докторов Doctor on Board («Врач на борту»). За первый год к ней присоединились 11 000 медиков из немецкоговорящих стран.
Работает это следующим образом: доктор регистрируется в основной бонусной программе Miles & More и указывает свою специализацию. При покупке билета эти данные автоматически сохраняются в бронировании и бортпроводники с помощью специального приложения могут найти врача. За участие в программе ему начисляют 5 000 премиальных миль, дают специальную багажную бирку и промокод на скидку 50 евро, который можно потратить на билет или другие услуги компании. Также медицинская служба Lufthansa вместе с Немецкой академией авиационной медицины проводит курс, обучиться на котором может любой доктор, поддержавший инициативу.
Lufthansa взяла на себя и решение юридических вопросов, связанных с ответственностью медика за возможные последствия. Так, авиакомпания страхует участников программы «Врач на борту» от претензий со стороны пассажиров, которых они лечили.
Белое пятно в законе
Вопрос запуска подобной программы в России уже обсуждался в профессиональном сообществе, но пока что никому из наших авиакомпаний не удалось повторить опыт зарубежных коллег. В первую очередь из-за особенностей законодательства. Здесь не все так просто.
Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» строго ограничивает список мест, где медработники могут оказывать помощь. В него входят поликлиники и больницы, мобильные медицинские комплексы, машина скорой помощи и при вызове врача на дом — место проживания пациента. А лицензия на оказание медицинской помощи выдается учреждениям, но не персонально каждому специалисту. Осуществлять профессиональную деятельность доктор может только в часы его работы. А после, с точки зрения законодательства, он словно перестает быть врачом и имеет право только на оказание первой помощи, как и любой другой гражданин.
Самолет в законе никак не упоминается, а Приказ Минтранса РФ от 28 июня 2007 года закрепляет обязанности по оказанию первой помощи во время полета за бортпроводниками. Причем составители документа поместили этот пункт в один ряд с обслуживанием пассажиров, невзирая на неравнозначность понятий. Лишь в методических рекомендациях Росавиации есть ремарка о том, что экипаж может привлечь к оказанию медицинской помощи на борту доктора. Эти рекомендации не являются нормативно-правовым актом и ни к чему не обязывают. Поэтому желание врача помочь человеку вне стен больницы или поликлиники — это не его профессиональная обязанность, а акт доброй воли и верность своему призванию.
В этом контексте кажется особенно несправедливым, что ответственность в случае неблагоприятного исхода ложится именно на доктора. В других странах ситуация обстоит иначе. В Великобритании сами авиакомпании обеспечивают юридическую защиту врачей, а в США есть специальный акт, запрещающий привлекать граждан к ответственности за оказание медицинской помощи, кроме случаев, если ошибка не была преднамеренной.
В то же время врачи охотно согласились бы поддержать подобную инициативу. Компания «Медицинские информационные решения» в апреле-мае 2019 года провела опрос и выяснила, что 66% докторов готовы присоединиться к программе, как только она запустится. Путешественники бы тоже чувствовали себя более защищенными, если бы знали, что в случае необходимости на борту им смогут оказать квалифицированную медицинскую помощь. А авиакомпаниям такое решение позволило бы не только сократить число вынужденных посадок, но и повысить лояльность пассажиров, продемонстрировав свою инклюзивность. Ведь перелет — это не просто перемещение из одной точки в другую, а начало незабываемого путешествия. И его ничто не должно омрачать.
Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.