В период нынешней пандемии мы часто вспоминаем о врачах и учителях — тех, кто вынужденно находится в зоне риска. Но мало кто вспоминает, что первыми, и также не по своей воле, с опасной угрозой столкнулись бортпроводники авиакомпаний, обслуживая пассажиров, прибывающих из регионов мира, уже накрытых пандемией. И никаких надбавок и компенсаций. Напротив, многие из них сейчас живут впроголодь, подрабатывая курьерами и доставщиками пиццы. Настало время рассказать, что за эти месяцы пришлось испытать этим красивым девушкам и парням, которые о нас заботятся во время полета.

Ноябрь 2019 года

До пандемии ещё несколько месяцев, но самолёты Аэрофлота уже летают полупустыми. Опытные бортпроводники предчувствуют начало чего-то малоприятного.

Декабрь 2019 года

В лентах новостей всё больше информации о новом заболевании, граждан Китая всё реже можно встретить на борту главного авиаперевозчика страны, но рейсы в Китай продолжают исправно выполняться.

Январь 2020 года

Бортпроводники в группах, созданных их инструкторами для быстрого оповещения своих подопечных о выходе новых документов, задают вопросы о возможности отказаться от полётов в регионы с опасной эпидемиологической обстановкой. Руководство компании пытается пресекать «бунт» сотрудников и запрещает упоминать на борту слова эпидемия и коронавирус.

Бортпроводники массово берут больничные, снимаясь с рейсов в Шанхай, Пекин, Гуанчжоу. Выходит новый документ, согласно которому кабинному экипажу разрешают использовать маски из аптечки первой медицинской помощи, в том случае, если бортпроводники увидят угрозу своему здоровью.

Февраль 2020 года

Бортпроводникам приходит рассылка авиакомпании, информирующая о решении руководства доплачивать сотрудникам 8200р. (размер полного оклада рядового бортпроводника) за каждый выполненный рейс в Китай. Но желающих летать больше не становится. Также выходит новый документ, согласно которому бортпроводники обязаны находиться в масках и перчатках на всех рейсах в Китай, Таиланд, Вьетнам, Южную Корею.

В аптеках масок уже нет, на борту они есть, но в малом количестве. В терминале F аэропорта Шереметьево проводится тестирование на новую коронавирусную инфекцию. Анализы берут у пассажиров всех рейсов прибывших из Европы, а бортпроводники уходят домой без забора мазков. Роспотребнадзор издаёт документ, согласно которому бортпроводники не подлежат самоизоляции сроком на 14 дней, однако полиция, получившая информацию о прибывших из других государств, регулярно посещает бортпроводников дома, документ Роспотребнадзора их не останавливает.

Авиакомпания в свою очередь выпускает документ с предупреждением сотрудников о распространении новой коронавирусной инфекции с рекомендацией оберегать себя и чаще мыть руки. Детей бортпроводников учителя и воспитатели настойчиво просят не приходить в школы и детские сады, опасаясь за здоровье других детей.

Март 2020 года

Страны стремительно начинают закрывать свои границы. Ежедневно отменяются рейсы в Европу и Азию. На рейсах из разных стран выявляют заболевших, бортпроводники этих рейсов получают звонки из диспетчерской с информацией об открытии больничных листов, о продолжительности нахождения сотрудников в карантине и о номерах телефонов, куда сообщить о себе для вызова врача и сдачи анализов. К кому-то врачи приходят, про кого-то забывают.

Инструкторы опрашивают бортпроводников своих групп и выясняют, есть ли среди них находящиеся за границей, просят как можно скорее вернуться на родину. Рейсов становится всё меньше, налёт стремительно падает, говорить о прежней зарплате уже не приходится. Экипажи застревают в Токио, Хошимине, Ханое, Шанхае на недели, их закрывают в отелях, приносят еду в номера и запрещено покидать их пределы. Один экипаж на Мале 10 дней ожидает разрешение на выполнение рейса в Россию, плавая в открытом море на небольшой яхте.

В офисе Аэрофлота руководитель департамента обслуживания на борту проводит собрание начальников отделений и сообщает о сокращении перевозок, о тяжёлой ситуации в компании и начале планирования графиков отпусков для кабинных экипажей. Два инструктора записывают аудиосообщения в мессенджере для своих групп, в которых полностью раскрывают все нюансы сложившейся ситуации. Руководство Аэрофлота не прощает им откровенности. Сообщения выкладываются в интернет, и все начинают осознавать серьёзность положения, но многие ещё не верят в происходящее.

Долгие годы бортпроводники Аэрофлота уходили в отпуск 2 раза в год, получая из положенных 70 дней только 56. Остальные дни копились годами. Теперь же у всех появилась возможность отдохнуть и восстановиться. Первые бортпроводники (пилоты тоже) отправляются во внеплановый оплачиваемый отпуск уже в конце марта, ожидая, что после выхода из отпуска всё вернётся на круги своя. Часть парка Аэрофлота перегоняют в аэропорты других городов страны с более выгодными предложениями по оплате стоянок, закрывают на «консервацию», часть самолётов начинает выполнять грузоперевозки в салонах воздушных судов в Пекин, Шанхай, Гуанчжоу, Бангкок, Лондон, Нью-Йорк.

Одновременно выполняются вывозные рейсы из разных стран, но их мало. Бортпроводники, привыкшие к постоянным рейсам, ощущают дискомфорт при явке в пустой терминал B аэропорта Шереметьево, в диспетчерской становится очень тихо.

Апрель 2020 года

Бортпроводники получают электронные цифровые пропуска, но пользоваться ими им почти не приходится. Рейсов у Аэрофлота в день бывает всего 9-10. Авиакомпания задействует в их выполнении всего 50-60 человек из 7000 сотрудников —- членов кабинного экипажа, остальные получают звонки с информацией об отмене рейсов, об открытии карантинных больничных, о приходе на почту писем с просьбой подтвердить согласие на уход в отпуск.

Ситуация для большей части бортпроводников  и пилотов благоприятная — наконец-то они смогут побыть дома со своими близкими, восстановиться после бесконечных полётов, заняться своими делами. Но бортпроводников элитного 11-го отделения отпускают всего на 14 дней. Зарплаты членов кабинного экипажа, которые ещё находятся в ожидании заветного письма с датой начала отпуска, работодатель доводит до МРОТ – 12 120 рублей.

Май 2020 года

Бортпроводники Аэрофлота массово болеют COVID-19, выходят после больничных и внеплановых отпусков, ожидая нарядов на долгожданные рейсы. Но наряды приходят пустые. Вызывают только в терминал D для прохождения внепланового инструктажа по охране труда. Понимание того, что ситуация изменится не скоро начинает приходить в головы тех сотрудников, кто свято верил в то, что Аэрофлот под защитой государства и его сотрудники всегда будут при работе.

АЭРОМАР, поставляющий питание для пассажиров, отказывается от услуг экспедиторов. Теперь за питание и загрузку на борт отвечают грузчики, а они не особо разбираются в том, что  должно быть внутри тележек. Питание загружается в одноразовых ланчбоксах, всё в индивидуальной упаковке. В бизнес классе также используется одноразовая посуда. Бортпроводники следят за тем, чтобы все пассажиры использовали маски в течение всего  полёта.

Авиакомпания сокращает расходы на услуги клиринговых компаний, теперь бортпроводники убирают самолёты сами и производят дезинфекцию салона. Отчёты бригадиров после рейса становятся всё длиннее. В них указывается расход масок для экипажа, пассажиров, расход дезинфицирующих салфеток, отмечается, кто обрабатывал руки пассажиров при входе в самолёт. На рейсах встречаются бортпроводники с перерывом в работе в 60-70 дней.

ЛетоИюнь, Июль, Август

Пассажиры отправляются на юг, рейсов уже намного больше, чем было в апреле и мае, но на всех бортпроводников их не хватает. Приостанавливают отправку сотрудников во внеплановые отпуска, компания понимает, что не может больше их оплачивать. Бортпроводники ходят на работу раз в 7-10 дней, пилоты также. Документы с изменениями в технологии работы приходят ежедневно на корпоративную почту.

В конце августа Роспотребнадзор разрешает вернуть на борт многоразовую посуду, работа в масках и перчатках больше ни у кого не вызывает улыбку. Люди не выдерживают и начинают увольняться. Финансовые запасы иссякают. Владельцы арендованных сотрудниками Аэрофлота квартир в районе аэропорта Шереметьево больше не делают скидок по оплате. Зарплата кабинных экипажей падает в разы, её едва хватает на питание.

Руководитель департамента обслуживания на борту больше не проводит личных собеседований с увольняющимися на тему причин ухода из компании, всем всё понятно без слов. Ещё в 2019 году зарплата рядового бортпроводника с пятеркой по английскому языку и налётом 85 часов составляла, в среднем, 80 тысяч рублей, летом же 2020-го сократилась до 20-25 тысяч. Бригадиры получают, в среднем, 30-35 тысяч рублей. У многих семьи, дети, ипотеки…

Не падает зарплата лишь у инструкторов, они получают фиксированную оплату. Но им компания поручает всё больше и больше обязанностей: контролировать свои группы через мессенджеры на предмет своевременного прохождения онлайн обучения, ознакомления с документами,  проведения тренингов и онлайн технических занятий. Все требования нужно выполнять постоянно, в противном случае неподчинение приравнивается к отсутствию лояльности к компании и может привести к последствиям — отлучению от рейсов (о премиях все давно забыли). Документов, регламентирующих оплату такого вида обучения, и времени, затраченного на технические занятия онлайн, не существует. Работодателя не интересует, откуда бортпроводникам взять средства на закупку колготок, качественной косметики, оплату парикмахерских услуг. Все те же жёсткие требования, которые существовали раньше и точка.

Люди уходят, уходят ежедневно. Теперь бортпроводников не интересует статус профессии, их интересует только способы и возможности выживания. Те, кто ещё надеется на восстановление отрасли, пытаются совмещать работу бортпроводников и курьеров по доставке еды, мерчендайзеров в магазинах крупных торговых сетей, работников складов, нянями на неполный день, участвуют в массовках на телевидении, работают монтажниками, таксистами, уборщиками квартир…

Сентябрь 2020 года

В сентябре всегда, даже в стабильное время, количество рейсов сокращается — наступает время осенне-зимней навигации. Бортпроводники получили планы работ на октябрь. У каждого в плане от силы 3-4 коротких рейса. Энтузиазм падает. Почти на всех рейсах присутствует инструктор в составе кабинного экипажа, у каждого из них свои требования и взгляд на работу, что сильно угнетает сотрудников, у которых и без этого хватает других забот.

Кабинные экипажи, даже при полной загрузке, летают минимальными составами. Компания экономит на всём. Ведётся строгий учёт даже резиновых перчаток, выданных  для работы на борту. Глядя на всё происходящее и предвидя стремительное урезание зарплаты в следующем году, Аэрофлот продолжают покидать профессионалы. Работая курьером на своём авто, можно заработать до 70 тысяч в месяц, выходя на линию в удобное для тебя время. И никаких начальников, никаких строгих требований и просьб немедленно ознакомиться с документами.

К сожалению, такая ситуация будет продолжаться ещё долгое время, ведь к следующей межквалификационной комиссии налёт 800 часов за год не сможет получить ни один бортпроводник, а, соответственно, его личный вклад, на который этот налёт и влиял, будет в разы меньше. Повлияют также на начисление личного вклада, составляющего примерно 4-ю часть зарплаты, и количество дней, затраченных на открытые больничные листы (только больничный по ковиду составляет 35-40 дней, но были  же и другие заболевания в течении года).

Конечно же, Аэрофлот имеет свой учебный центр, обучающий приезжих со всех городов страны молодых людей, насмотревшихся чужих профилей в инстаграм и мечтающих посетить далёкие страны за счёт авиакомпании. Всего 4 месяца и кабинные экипажи пополнятся новыми неопытными бортпроводниками, зато красивыми и с контрактом, согласно которому они должны отработать в Аэрофлоте 5 лет. В противном случае обученный сотрудник должен будет возместить работодателю все расходы в размере 200 тысяч рублей.

Хуже всего – неизвестность. Профессионалы по обеспечению безопасности и предоставлению высокого сервиса продолжают из Аэрофлота уходить. И не факт, что они останутся в отрасли или вернутся в компанию, когда начнется восстановление перевозок. Очевидно одно — коронакризис отбросит авиакомпанию на многие годы назад, и по уровню сервиса, и по качеству предоставления услуги в целом. А бортпроводники, конечно же, с голоду не умрут. Молодые, энергичные, способные к обучению, умеющие работать с документами, со знанием английского языка они найдут себе место в жизни, но уже не в авиации.

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.