Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) представила новый анализ, показывающий, что авиационная отрасль не может сократить расходы в достаточной степени, чтобы избежать банкротств и сохранить рабочие места в 2021 году. Ассоциация призывает правительства продолжать оказывать финансовую поддержку авиаперевозчикам, а также проводить предполетное тестирование на COVID-19, чтобы открыть границы и позволить путешествовать без карантина.

По данным ассоциации, в 2021 году общая выручка отрасли снизится на 46% по сравнению с показателем 2019 года в 838 млрд долларов. Предыдущий анализ предполагал, что выручка в 2021 году сократится примерно на 29% по сравнению с 2019 годом. Это было основано на ожиданиях восстановления спроса, которое начнется в четвертом квартале 2020 года. Однако восстановление было отложено из-за новых вспышек COVID-19 и обязательных ограничений на поездки, включая закрытие границ и карантинные меры. IATA ожидает, что в 2020 году трафик снизится на 66% по сравнению с 2019 годом, а в декабре 2020 снижение составит 68%.

«Четвертый квартал 2020 года будет чрезвычайно трудным, и нет никаких свидетельств того, что первая половина 2021 года будет значительно лучше, если границы останутся закрытыми и/или будут действовать карантины по прибытию. Без дополнительной финансовой помощи со стороны правительства, у средней авиакомпании остается всего на 8,5 месяцев наличных средств при текущих нормах расходов. И мы не можем сокращать расходы достаточно быстро, чтобы наверстать упущенные доходы», — сказал глава IATA Александр де Жуньяк.

Хотя авиакомпании предприняли решительные шаги по сокращению расходов, около 50% расходов авиакомпаний являются фиксированными или полуфиксированными, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Но затраты падают не так быстро, как доходы. Например, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, снижение операционных расходов во втором квартале составило 48%, по сравнению со снижением операционных доходов - на 73% (по выборке из 76 авиакомпаний).

Предварительные результаты за третий квартал 2020 года показывают, что удельные затраты выросли примерно на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В преддверии 2021 года, по оценкам IATA, для достижения безубыточного операционного результата и нейтрализации выгорания денежных средств, необходимо будет снизить удельные затраты ещё на 30% по сравнению со средней CASK на 2020 год. Такое снижение беспрецедентно.

«С каждым днем продолжения кризиса возрастает вероятность потери рабочих мест и экономического разрушения. Если правительства не будут действовать быстро, под угрозой окажется около 1,3 млн рабочих мест в авиакомпаниях. И это будет иметь эффект домино, поставив под угрозу 3,5 млн дополнительных рабочих мест в авиационном секторе, а также в общей сложности 46 млн человек в более широкой экономике, рабочие места которых поддерживаются авиацией. Более того, потеря авиасообщения окажет драматическое влияние на мировой ВВП, угрожая экономической активности в 1,8 триллиона долларов. Правительства должны принять решительные меры для предотвращения этой надвигающейся экономической и трудовой катастрофы. Они должны выступить с дополнительными мерами финансовой помощи. И они должны использовать систематическое тестирование COVID-19, чтобы безопасно открыть границы без карантина », — сказал де Жуньяк.

Поскольку международный спрос упал почти на 90%, авиакомпании припарковали тысячи самолетов, в основном, дальнемагистральных, и по возможности перешли на ближнемагистральные рейсы. Однако, поскольку средняя дальность полета резко упала, для полноценной работы маршрутной сети требуется больше самолетов, чем ранее. Таким образом, полетная пропускная способность (ASK) снизилась на 62% по сравнению с январем 2019 года, а парк лайнеров, находящихся в эксплуатации, — всего на 21%.

Около 60% мирового парка самолетов находятся в лизинге. Хотя авиакомпании получили некоторые скидки от лизингодателей - расходы на лизинг самолетов за последний год упали менее чем на 10%.

Крайне важно, чтобы аэропорты и поставщики аэронавигационного обслуживания избегали увеличения тарифов, чтобы заполнить провалы в бюджетах, которые закладывались от докризисного уровня. 

Доходы наземной инфраструктуры также резко упали из-за меньшего количества рейсов и пассажиров. Поставщики инфраструктуры могут сократить расходы, отложить капитальные затраты, занять на рынках капитала займы для покрытия убытков или обратиться за финансовой помощью к правительству.

Топливо — единственная область, где цены упали на 42% по сравнению с 2019 годом. К сожалению, в следующем году ожидается их увеличение, поскольку рост экономической активности приводит к увеличению спроса на энергетику.

Хоть IATA и выступает за сохранение штата сотрудников, сокращения все же потребуются — на 40%. Также возможен сценарий сокращения заработной платы. Затраты на рабочую силу в 2021 году упадут до самого низкого уровня за последние годы — на 52% меньше уровня третьего квартала 2020 года.

Однако, даже при таких мерах общие затраты авиаперевозчиков все равно будут выше, чем выручка в 2021 году, и авиакомпании будут продолжать терять деньги.

«В отношении затрат на 2021 год мало хороших новостей. Даже если мы максимально сократим затраты, в 2021 году у нас все равно не будет финансово устойчивой отрасли», — пояснил глава IATA.

Расскажи нам о своём путешествии





Сообщение успешно отправлено! Нажми, чтобы отправить еще.